К 29 годам она успела 7 лет отработать учителем, написать кандидатскую диссертацию, вместе с мужем построить дом, родить сына и посадить сад. Это штрихи к портрету учителя иностранного языка Краснооктябрьской школы Екатерины Сергеевны Жильцовой.
– Она высококлассный специалист: прекрасная подготовка в сочетании с интеллигентностью и скромностью, – рассказывает о коллеге директор А.А. Спехова. – Считаю Екатерину Сергеевну настоящей находкой для нашей сельской школы.
Родилась и выросла наша сегодняшняя героиня на севере Ярославской области, в Любиме, а в наши края перебралась к мужу.
– 2011-й стал для меня годом перемен, – делится Екатерина Сергеевна. – Окончание учебы, устройство на работу, замужество, переезд – все это произошло как-то сразу. А я еще решила продолжить образование и поступила в аспирантуру.
– Ничуть не жалею о том, что выбрала эту профессию, – делится Светлана Валерьевна, – а ведь собиралась пойти в сельское хозяйство и будучи школьницей даже сдавала пробный экзамен в сельхозакадемию. Но биология и география были моими любимыми предметами – во многом благодаря учителям – Лидии Ефимовне Горшковой и Нине Антоновне Кошкиной. Она-то и убедила меня поступать на естественно-географический факультет в педагогический.
– Я учителем стал, как раньше говорили, по комсомольской путевке, – рассказывает В.Н. Смирнов. – По окончании 10 классов Вощажниковской школы отслужил в армии и собирался поступать на механика в Костромской сельскохозяйственный институт. И вдруг, не без содействия моих преподавателей Александра Николаевича Лебедева и Вениамина Михайловича Ермолова, вызывают меня в райком комсомола и просят поработать учителем физики в селе Яковцево. Я приехал, посмотрел, попробовал, и стало получаться. Конечно, помогали мне старшие наставники, да и сестра училась в педагогическом – подсказывала.
– Мой отец был офицером Красной Армии, – рассказывает Валерий Васильевич, – поэтому семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон. Старший брат родился в Наро-Фоминске, я – на Дальнем Востоке, а младшая сестра – в Армении. Мои бабушки-дедушки жили в Борисоглебском районе, в деревне Павловское, что в Высоковской стороне. Здесь я провел военные годы. Помню, как дед, Павел Яковлевич Сергеев по вечерам плел корзины, а я сидел на печи: смотрел и слушал истории, которые он рассказывал. В школу пошел в Грузии, в Кутаиси, потом семья переехала в Армению. В горном ауле под Ленинаканом не было русской школы, поэтому в 4-й класс я сел за парту в Яшкуровской школе. В следующем году учился в Высокове, а с 6-го до 10-го класса – в Борисоглебе.
Сама она закончила школу, где сейчас работает учителем, так что среди ее коллег немало тех, кто знал Ольгу Вячеславовну как ученицу.
– Тогда набирали в первый класс шестиклассников, – делится Т.В. Григорьева, её первая учительница. – Оле 6 лет исполнилось только в июле. Помню, пришла в школу совсем маленькая девочка, аккуратная, с длинной косой. Училась на одни пятерки, очень хорошо читала, участвовала во всех мероприятиях и конкурсах. Считаю, в ее успехах большая заслуга родителей, которые много внимания уделяли развитию дочери. А теперь мы с Ольгой Вячеславовной коллеги, и уже я спрашиваю у неё совета.
– Когда я была школьницей, иностранный язык изучали с 5 класса. Тогда мне казалось, что далеко не все могут разговаривать по-английски, а только люди особенные, которые отличаются от других,– вспоминает А.Д. Перовская. – За первый год у нас сменилось несколько педагогов: учили нас студенты, практиканты, а одного молодого специалиста посреди учебного года даже призвали на службу в армию! Но, когда мы постигали тонкости английского языка под руководством Любови Арсеньевны Горячевой, я сделала окончательный выбор.
– Сколько себя помню, я все время при школе, а вокруг дети, – рассказывает моя собеседница. – Наша семья много лет прожила в соседнем здании. Папа мой, Иван Алексеевич, родом из деревни Ермолино, из крепкой крестьянской семьи. Приехал он в Высоково в 1935 году, возглавил школу. Мама, кроме воспитания 8 детей, работала библиотекарем. В годы войны в нашей школе вместе с эвакуированными ленинградскими детьми насчитывалось больше 400 учеников! Когда я пришла работать, их было около 240, а сегодня – гораздо меньше.
Первую зарисовку мы «писали» в Вощажниковской школе. «Мы» – потому что штрихи, линии, краски к портрету Светланы Михайловны Михайловой наносили не только корреспондент и фотограф нашей газеты, но и ее коллеги и ученики.
– Я родилась и до 12 лет жила на Украине, в городе Канев, что недалеко от Киева, – делится Мария Александровна. – Потом наша семья переехала в Краснодарский край, и из обычной школы я попала в экспериментальную – школу М.П. Щетинина. Одновременно училась игре на фортепиано, а моей учительницей была мама. Уже лет с 6-ти я не только заворожённо смотрела балет по телевизору, но и пыталась повторять движения балерин.
Мы приехали в Юркинскую школу, чтобы пополнить нашу галерею портретов учителей еще одним экспонатом. Первой нас встретила ее директор Галина Александровна Строчилова.
– Единогласным решением всего коллектива мы выбрали кандидатуру Татьяны Ивановны Лозы, – сказала она. – Наша коллега учит юркинских ребятишек уже 20 лет. Человек она творческий, постоянно занимается самообразованием, использует в работе новые технологии, замечательно ладит с учениками и родителями.
В том, что Т.И. Лоза выбрала профессию педагога, нет ничего удивительного: её мама была учителем биологии. Окончив школу с золотой медалью, Татьяна без труда поступила в Полтавский педагогический институт им В.Г. Короленко.