Мария Александровна Чудинова, учитель Ивановской школы, ведет здесь уроки музыки и хореографии. Любовь к этим видам искусства у них семейная: мама и сестра – тоже профессиональные педагоги-музыканты.
– Я родилась и до 12 лет жила на Украине, в городе Канев, что недалеко от Киева, – делится Мария Александровна. – Потом наша семья переехала в Краснодарский край, и из обычной школы я попала в экспериментальную – школу М.П. Щетинина. Одновременно училась игре на фортепиано, а моей учительницей была мама. Уже лет с 6-ти я не только заворожённо смотрела балет по телевизору, но и пыталась повторять движения балерин.
– Я родилась и до 12 лет жила на Украине, в городе Канев, что недалеко от Киева, – делится Мария Александровна. – Потом наша семья переехала в Краснодарский край, и из обычной школы я попала в экспериментальную – школу М.П. Щетинина. Одновременно училась игре на фортепиано, а моей учительницей была мама. Уже лет с 6-ти я не только заворожённо смотрела балет по телевизору, но и пыталась повторять движения балерин.
В необычной школе обучение было построено по-особому, и в 15 лет Мария уже получила аттестат. Один год она занималась постижением точных наук в Краснодарском филиале Свердловского архитектурного института, но к музыкальному творчеству ее тянуло больше. И вместо диплома архитектора в 20 лет девушка получила документы об окончании Краснодарской Государственной академии культуры по специальности «руководитель хорового коллектива и преподаватель хореографии». Свой первый педагогический опыт она получила в той же школе, которую закончила
– Но поработала я там всего год, потому что поступила в вокальное училище в Краснодаре, – вспоминает М.А. Чудинова. – Потом перевелась в Астрахань – на фольклорном отделении училась академическому вокалу.
В 2003 году в журнале «Русский мир» мама моей собеседницы прочла статью об Ивановской школе. Приехала в ярославскую глубинку, да так здесь и осталась. А вот остальные члены семьи перебрались в село Ивановское не сразу.
– Отец, инженер-конструктор, помогал в финансовых вопросах настоятелю Краснодарского кафедрального Троицкого собора, – рассказывает Мария Александровна, – я там пела на клиросе, а позже стала регентом. Мама уговорила поучаствовать в Иринарховском крестном ходе. После него мы поняли, что надо переезжать: не смогли расстаться с этими удивительными местами, о которых так увлеченно рассказывал Владимир Сергеевич Мартышин. Но нужно было вернуться в Краснодар, завершить там дела. Отпускать нас не хотели, отец Анатолий дал месяц на раздумье, однако решение уже было принято.
Теперь мать и дочь стали работать в Ивановской школе вместе: Альбина Владимировна учила детей музыке, а Мария Александровна преподавала хореографию. Для ребят этот предмет был уже знаком: Т.В. Мартышина занималась с ними народными и бальными танцами еще с середины 1990-х годов. И Владимир Сергеевич, и Татьяна Викторовна Мартышины, другие педагоги во всем помогали молодому педагогу.
Заочно Мария Александровна закончила Московский институт культуры, отделение народного танца. Дипломную работу «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами хореографического искусства» она подготовила на основе опыта своей работы в Ивановской школе. Компетентная государственная экзаменационная комиссия не только поставила ей высокую оценку, но и попросила передать огромную благодарность директору школы.
– У нее на уроках очень интересно, – отмечают ученики Марии Александровны, – мы не только слушаем музыку, поем, но и смотрим фильмы-оперы, балеты. Она не строгая, но требовательная.
– Очень открытый, позитивный человек, – так характеризуют ее коллеги, – ответственная, добрая, отзывчивая, умеет увлечь, повести за собой.
Большой заслугой Марии Александровны является создание школьного хора «Родники». Его выступления – всегда событие, и без преувеличения можно сказать, что в Ивановской школе поют все.
Ученики с 5 по 11 классов составляют общешкольный хор, кроме того, есть хоры начальной школы, мальчиков и мужской, состоящий из учителей и старшеклассников. В планах – организовать женский и хор преподавателей.
– Я считаю, что наши занятия очень важны для ребят: они не только позволяют с пользой провести время, но дисциплинируют, развивают ответственность за товарищей, воспитывают, – говорит педагог. – Основную часть нашего репертуара составляют песни, которые любимы целыми поколениями: народные, классические русские и советские, из кинофильмов, детские и взрослые – это наша духовно-историческая память.
Хор Ивановской школы выступает не только в Борисоглебском районе, но и в Ростове, Ярославле, Москве, Новгороде, Калязине, Переславле… Уже несколько лет вместе с другими школьными коллективами ивановцы участвуют в фестивале «Поющий Борисоглеб», что проходит 26 мая у памятника нашим землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Они поют так, что проходящие мимо люди останавливаются и начинают подпевать ребятам.
– Мне бы хотелось, чтобы хоры нашего района присоединились к телемостам, что связывают выступления в день Славянской письменности и культуры по всей России, – поделилась мечтой Мария Александровна.
Есть и другие аудитории, для которых выступают ивановские школьники – это социальные центры для пожилых людей. В зимние каникулы они дали четыре таких концерта в Мышкинском и Переславском районах. И хозяев порадовали, и ребятам показали эту сторону жизни.
Отдельно хотелось бы рассказать нашим читателям об уроках хореографии, что проводит Мария Александровна. Проходят они традиционно: разминка, упражнение у балетного станка, в центре, разучивание танцевальных элементов и постановка танца. Их в арсенале учеников Ивановской школы более 30: белорусский «Крыжачок», русская «Камаринская», украинский «Гопак», а еще русский лирический танец, «Солдатская полька», девичий хоровод, вальс-мазурка, «Послевоенное танго» и многие другие. Каждый – в авторской постановке.
– В культуре любого народа есть определенный набор элементов традиционных танцев. Задача хореографа – создать из них единую композицию, нарисовать целостную картину, – считает она. – В итоге один танец, тот же «Гопак», в разных постановках выглядит по-другому.
Костюмы для выступлений в Ивановском шьют сами – здесь очень талантливые учителя, ученики и, конечно, родители. А вот с обувью сложнее – профессиональная стоит очень дорого, так что обходятся обычной. Иногда выручают в соседних Домах культуры и сельских клубах.
Сложно бывает и с местом для репетиций – иногда петь и танцевать приходится в школьных коридорах. Но на уровне подготовки хора стесненные условия не сказываются. Недавно отремонтированный Алешкинский ДК будет в помощь педагогам и ученикам Ивановской школы. Можно с уверенностью сказать, что солидные папки с дипломами, благодарностями, грамотами и благодарственными письмами хорового и танцевального коллективов под руководством М.А. Чудиновой пополнятся новыми наградами.
Планов у Марии Александровны много, единственная проблема – недостаток времени, чтоб их реализовать: львиную его часть занимают подготовка и проведение уроков, учебно-воспитательная работа, внеклассные занятия, репетиции и выступления. А еще она регент в Ильинском храме села Ивановское.
– Хотелось бы почаще вставать на лыжи и коньки, – сетует она. – А еще мне, как уроженке юга, не хватает солнца. Коллеги до сих пор шутят: вышло солнышко – краснодарцы заулыбались!
Да, хорошо бы солнце в наших краях выходило так же часто, как улыбается Мария Александровна, – недостатка в нем мы бы, конечно, не испытывали.
Ольга Залыгалова
– Но поработала я там всего год, потому что поступила в вокальное училище в Краснодаре, – вспоминает М.А. Чудинова. – Потом перевелась в Астрахань – на фольклорном отделении училась академическому вокалу.
В 2003 году в журнале «Русский мир» мама моей собеседницы прочла статью об Ивановской школе. Приехала в ярославскую глубинку, да так здесь и осталась. А вот остальные члены семьи перебрались в село Ивановское не сразу.
– Отец, инженер-конструктор, помогал в финансовых вопросах настоятелю Краснодарского кафедрального Троицкого собора, – рассказывает Мария Александровна, – я там пела на клиросе, а позже стала регентом. Мама уговорила поучаствовать в Иринарховском крестном ходе. После него мы поняли, что надо переезжать: не смогли расстаться с этими удивительными местами, о которых так увлеченно рассказывал Владимир Сергеевич Мартышин. Но нужно было вернуться в Краснодар, завершить там дела. Отпускать нас не хотели, отец Анатолий дал месяц на раздумье, однако решение уже было принято.
Теперь мать и дочь стали работать в Ивановской школе вместе: Альбина Владимировна учила детей музыке, а Мария Александровна преподавала хореографию. Для ребят этот предмет был уже знаком: Т.В. Мартышина занималась с ними народными и бальными танцами еще с середины 1990-х годов. И Владимир Сергеевич, и Татьяна Викторовна Мартышины, другие педагоги во всем помогали молодому педагогу.
Заочно Мария Александровна закончила Московский институт культуры, отделение народного танца. Дипломную работу «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами хореографического искусства» она подготовила на основе опыта своей работы в Ивановской школе. Компетентная государственная экзаменационная комиссия не только поставила ей высокую оценку, но и попросила передать огромную благодарность директору школы.
– У нее на уроках очень интересно, – отмечают ученики Марии Александровны, – мы не только слушаем музыку, поем, но и смотрим фильмы-оперы, балеты. Она не строгая, но требовательная.
– Очень открытый, позитивный человек, – так характеризуют ее коллеги, – ответственная, добрая, отзывчивая, умеет увлечь, повести за собой.
Большой заслугой Марии Александровны является создание школьного хора «Родники». Его выступления – всегда событие, и без преувеличения можно сказать, что в Ивановской школе поют все.
Ученики с 5 по 11 классов составляют общешкольный хор, кроме того, есть хоры начальной школы, мальчиков и мужской, состоящий из учителей и старшеклассников. В планах – организовать женский и хор преподавателей.
– Я считаю, что наши занятия очень важны для ребят: они не только позволяют с пользой провести время, но дисциплинируют, развивают ответственность за товарищей, воспитывают, – говорит педагог. – Основную часть нашего репертуара составляют песни, которые любимы целыми поколениями: народные, классические русские и советские, из кинофильмов, детские и взрослые – это наша духовно-историческая память.
Хор Ивановской школы выступает не только в Борисоглебском районе, но и в Ростове, Ярославле, Москве, Новгороде, Калязине, Переславле… Уже несколько лет вместе с другими школьными коллективами ивановцы участвуют в фестивале «Поющий Борисоглеб», что проходит 26 мая у памятника нашим землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Они поют так, что проходящие мимо люди останавливаются и начинают подпевать ребятам.
– Мне бы хотелось, чтобы хоры нашего района присоединились к телемостам, что связывают выступления в день Славянской письменности и культуры по всей России, – поделилась мечтой Мария Александровна.
Есть и другие аудитории, для которых выступают ивановские школьники – это социальные центры для пожилых людей. В зимние каникулы они дали четыре таких концерта в Мышкинском и Переславском районах. И хозяев порадовали, и ребятам показали эту сторону жизни.
Отдельно хотелось бы рассказать нашим читателям об уроках хореографии, что проводит Мария Александровна. Проходят они традиционно: разминка, упражнение у балетного станка, в центре, разучивание танцевальных элементов и постановка танца. Их в арсенале учеников Ивановской школы более 30: белорусский «Крыжачок», русская «Камаринская», украинский «Гопак», а еще русский лирический танец, «Солдатская полька», девичий хоровод, вальс-мазурка, «Послевоенное танго» и многие другие. Каждый – в авторской постановке.
– В культуре любого народа есть определенный набор элементов традиционных танцев. Задача хореографа – создать из них единую композицию, нарисовать целостную картину, – считает она. – В итоге один танец, тот же «Гопак», в разных постановках выглядит по-другому.
Костюмы для выступлений в Ивановском шьют сами – здесь очень талантливые учителя, ученики и, конечно, родители. А вот с обувью сложнее – профессиональная стоит очень дорого, так что обходятся обычной. Иногда выручают в соседних Домах культуры и сельских клубах.
Сложно бывает и с местом для репетиций – иногда петь и танцевать приходится в школьных коридорах. Но на уровне подготовки хора стесненные условия не сказываются. Недавно отремонтированный Алешкинский ДК будет в помощь педагогам и ученикам Ивановской школы. Можно с уверенностью сказать, что солидные папки с дипломами, благодарностями, грамотами и благодарственными письмами хорового и танцевального коллективов под руководством М.А. Чудиновой пополнятся новыми наградами.
Планов у Марии Александровны много, единственная проблема – недостаток времени, чтоб их реализовать: львиную его часть занимают подготовка и проведение уроков, учебно-воспитательная работа, внеклассные занятия, репетиции и выступления. А еще она регент в Ильинском храме села Ивановское.
– Хотелось бы почаще вставать на лыжи и коньки, – сетует она. – А еще мне, как уроженке юга, не хватает солнца. Коллеги до сих пор шутят: вышло солнышко – краснодарцы заулыбались!
Да, хорошо бы солнце в наших краях выходило так же часто, как улыбается Мария Александровна, – недостатка в нем мы бы, конечно, не испытывали.
Ольга Залыгалова