«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев.
Документы
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (pdf)
Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (pdf)
Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (pdf)
Приказ от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (pdf)
Приказ от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(pdf)
Примерные рабочие программы по учебным предметам https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных школ Борисоглебского муниципального района на 2021-2022 уч.год (pdf)
Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Функциональная грамотность обучающихся: коротко о главном
ПРИКАЗ ООВ об утверждении плана по функциональной грамотности на 2023-2023 г.г.
Методические материалы
Информационно-методические материалы Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5776
Вебинар о методическом обеспечении ФГОС https://youtu.be/xbc20ygYlUI
Всероссийские методические видеоуроки https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов https://edsoo.ru/study-subject/
Всероссийские просветительские мероприятия https://www.instrao.ru/prog
Мониторинг функциональной грамотности обучающихся
Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Инструкция (просмотр)"/по использованию платформы https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Сборники заданий
на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Методические материалы
Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Материалы онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/
Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение» https://clck.ru/YLh3L
Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Подборка вебинаров по функциональной грамотности https://uchitel.club/webinars/funkcionalnaya-gramotnost
Тем заинтересованным педагогам, кто не смог принять непосредственное участие в конференции, материалы доклада по применению корнесловно-смыслового подхода высланы на личную почту.
13 апреля 2021 года на базе музея «Дом крестьянина Елкина» состоялся очередной семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В работе приняли участие воспитатели садов Борисоглебского муниципального района «Теремок», «Колосок», «Звездочка», «Светлячок», дошкольной группы Ивановской школы и детского сада № 17 г. Ростова (входит в межмуниципальную площадку). Ведущая семинар, методист МУ ДПО ЦСУОП С.Ф. Щукина поздравила победителей конкурсов - М.А. Шумилову (МБДОУ «Колосок») с победой (лауреат) в региональном конкурсе «Воспитатель года» и И.А. Давыдову (сад № 17 г. Ростова) с получением садом статуса Федеральной базовой площадки. По признанию победителей определяющей причиной побед стало грамотное применение корнесловно-смыслового подхода, востребованного в современном образовании.
22 октября 2020 года Ярославский институт развития образования (кафедра дошкольного образования), методисты ЦСУОП и педагоги дошкольных учреждений Борисоглебского района провели дистанционный межмуниципальный семинар «Детский сад - территория диалога. Применение корнесловно-смыслового подхода».
Впервые опыт наших инновационных площадок по применению корнесловно-смыслового подхода под руководством ученых ИРО, ЦСУОП был представлен так широко: с ним познакомились коллеги всех районов Ярославской области. Было 76 точек подключения слушателей, каждая их них включала до 10 человек.
Представление многолетнего опыта подготовили методист ЦСУОП С.Ф.Щукина и воспитатели детских садов «Теремок», «Звездочка», «Светлячок», «Колосок», дошкольных групп из Борисоглебской №2 и Ивановской школ. В чате были высказаны исключительно одобрительные отзывы о представленном опыте борисоглебских педагогов, представивших широкие возможности применения корнесловно-смыслового подхода в развитии и воспитании детей.
09.09.2020 в ЦСУОП состоялось заседание методического объединения для воспитателей всех садов Борисоглебского района и обучающий семинар с целью выработки алгоритмов на тему:
«Как помочь родителям беседовать с ребенком
- при чтении художественной литературы,
- при обсуждении картины, музыки,
- на прогулке при наблюдении в природе,
- в сюжетно-ролевой игре.
Как расспросить и поддержать беседу о том, о чем бы сам ребенок хотел поговорить».
На состоявшемся мероприятии педагогами садов района определена по их выбору тема работы на три года: «Создание условий в дошкольных учреждениях для становления ребенка как языковой личности». Под языковой личностью подразумевается воспитание гражданина России, патриота, культурно образованного человека, связанного узами кровного и духовного родства с предками и потомками.