Алла Дмитриевна Перовская, наша сегодняшняя героиня, еще в детстве мечтала стать учителем, а примерно с 11-12 лет – именно учителем английского языка.
– Когда я была школьницей, иностранный язык изучали с 5 класса. Тогда мне казалось, что далеко не все могут разговаривать по-английски, а только люди особенные, которые отличаются от других,– вспоминает А.Д. Перовская. – За первый год у нас сменилось несколько педагогов: учили нас студенты, практиканты, а одного молодого специалиста посреди учебного года даже призвали на службу в армию! Но, когда мы постигали тонкости английского языка под руководством Любови Арсеньевны Горячевой, я сделала окончательный выбор.
– Когда я была школьницей, иностранный язык изучали с 5 класса. Тогда мне казалось, что далеко не все могут разговаривать по-английски, а только люди особенные, которые отличаются от других,– вспоминает А.Д. Перовская. – За первый год у нас сменилось несколько педагогов: учили нас студенты, практиканты, а одного молодого специалиста посреди учебного года даже призвали на службу в армию! Но, когда мы постигали тонкости английского языка под руководством Любови Арсеньевны Горячевой, я сделала окончательный выбор.
На историко-филологический факультет Ярославского пединститута, где готовили учителей истории, обществоведения и иностранного языка, Алла поступила сразу. Готовилась к экзаменам сама, без всяких дополнительных занятий. Годы учебы пролетели быстро, и по распределению молодая учительница уехала в Брянскую область.
– В поселке Бытошь Дядьковского района, центре партизанского движения во время Великой Отечественной войны, который славился производством хрусталя, я два года учила детей истории, – рассказывает Алла Дмитриевна, –мой любимый английский язык вела, только когда заменяла коллег. Происходило это не так и редко, потому что школа была очень большая – в одной параллели по 5 классов.
А потом в судьбу вмешался Его величество Случай.
Завуч Борисоглебской школы Г.А. Кузнецова встретилась на улице с мамой Аллы и поинтересовалась, не хочет ли ее дочь поработать в родной школе. Вернуться, не отработав положенные три года в Брянской области, оказалось непросто. Утомлять читателей всеми бюрократическими перипетиями, пожалуй, не стоит, скажем только, что 40 лет назад её перевод в Борисоглеб произошел с участием Министерства образования.
– Так я оказалась коллегой почти всех своих учителей, – замечает Алла Дмитриевна. – Галина Борисовна Егорова, Галина Афанасьевна Кузнецова, Любовь Арсеньевна Горячева, Валентина Павловна Туланова, Валентина Михайловна Попкова, Нина Алексеевна Фадеева, Александра Николаевна Шевырина, Нина Борисовна Зайцева, Анна Филипповна Масленникова и другие – всем им я очень благодарна за поддержку и помощь.
Как и её коллеги по школе №2 Алла Дмитриевна преподает английский язык не только по общеобразовательной, но и углублённой программе изучения. За долгое время работы А.Д. Перовской в школе, в учебном процессе, как и во всей стране, многое изменилось. Когда она начинала работать, традиционный экзамен по иностранному языку был обязательным для всех выпускников школ. В наши дни формат экзамена изменился, и пока еще ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Затем итоговая аттестация по иностранному языку будет обязательной для всех. Требования к выпускникам сегодня очень высокие, а сами экзаменационные испытания проходят в два этапа: устно и письменно.
– Ребята показывают знания по разным видам речевой деятельности: аудированию, устной речи, чтению, письму (пишут личное письмо и эссе), демонстрируют владение лексикой и грамматикой – отмечает Алла Дмитриевна. – На письменную часть отводится 3 часа, на устную – 15 минут. Соответственно, современный уровень знаний английского у молодежи гораздо выше, чем у их родителей. Для изучения иностранного языка существует много возможностей: выпускаются все более совершенные учебники, издается методическая литература, есть разнообразные ресурсы в Интернете.
И учителя регулярно повышают уровень своих знаний. Обучение проходит очень интенсивно, буквально с 8 утра до 8 вечера, причем все это время они не слышат русского языка: вся работа, в том числе методическая, групповая, происходит исключительно на английском.
Новые знания сразу становятся достоянием всех «англичан» Борисоглебской школы №2, потому что идет постоянное их взаимодействие в рамках методического объединения. Обмен опытом, новинки и педагогические находки, обсуждение проблем и способов их решения – вот далеко не полный перечень вопросов, что там обсуждаются.
– Мне бы хотелось подчеркнуть, что мы всегда делимся друг с другом тем, что интересно или трудно, – говорит Е.В. Вологдина, коллега и руководитель школьного методического объединения учителей английского языка. – Алла Дмитриевна никогда не экономит на учебной литературе, старается приобрести всякие новинки и познакомить нас с ними. Она вообще очень умный начитанный человек с тонким, точным и тактичным чувством юмора. Кроме уроков, есть еще внеурочная деятельность. Мы разработали курс «Лингвистенок», в его рамках занимаемся дополнительно, готовим с ребятами доклады на школьные и районные научно-практические конференции, участвуем в олимпиадах, международном конкурсе «Английский бульдог». Её ученики не раз становились их победителями.
Как призналась А.Д. Перовская, самая любимая часть в преподавании иностранного языка – грамматика. Постигать её непросто, но разнообразные схемы помогают ученикам. И тогда лондонский вариант английского языка, который наши дети изучают в школе, дается им значительно легче.
– Главное для учителя – понимать учеников, – считает моя собеседница. – Нужно знать и учитывать их индивидуальные особенности, разумно сочетать доброту и требовательность. А самое приятное – видеть результат своей работы. И это не только высокие баллы на экзаменах, которые конечно тоже важны, но и понимающие глаза ребят на обычных уроках.
– Она хорошо объясняет – рассказывает ученица Аллы Дмитриевны, – поддерживает нас, направляет в проектную деятельность, помогает в подготовке докладов и выступлений. Мне английский язык очень нравится, я им с удовольствием занимаюсь и вне уроков.
– Очень опытный, ответственный и увлеченный своей работой педагог, – так характеризует А.Д. Перовскую директор школы Н.А. Зимина. – У нее прекрасная методическая и теоретическая подготовка, а ученики успешно проходят итоговую аттестацию. И еще один важный факт: такой экзамен в районе начали сдавать ученики нашей школы и успешно сдают его ежегодно. Немалая заслуга в этом и Аллы Дмитриевны. Не раз она была отмечена Почетными грамотами, Благодарственными письмами, имеет звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Её выпускники учатся на факультетах иностранных языков, преподают английский язык в других учебных заведениях, некоторые с ней в одной школе. 23 года отдано работе заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
И еще несколько штрихов к нашему сегодняшнему портрету. Для меня стало открытием, что родилась А.Д. Перовская в деревне Согило Ростовского района, там жила до 10 лет и начальную школу закончила в селе Ивакино. Связь с этими местами сохранилась, хотя давно продан деревенский дом. Но есть могилы бабушки и прадеда на сельском кладбище и регулярные встречи с друзьями детства.
Наша героиня очень любит читать произведения о Великой Отечественной войне и о сельской жизни времен её детства и юности. В таких книгах, по её мнению, можно найти ответы на многие жизненные вопросы. Времени на чтение остается немного – внимание требуется пожилой маме, вместе с которой живет заботливая дочь. В ее биографии есть и такой факт, как экстренная эвакуация из своего дома во время сильнейшего паводка 2012 года. Тогда, быстро собрав вещи, они покидали дом на улице Профессиональной.
Среди увлечений Аллы Дмитриевны – цветы, которых множество дома, и возле него, и в школьном классе. Настоящее удовольствие ей доставляет общение с друзьями, близкими, а в особенности – с тремя маленькими внучатыми племянниками.
И как подчеркнула наша героиня в завершении беседы, главное её желание – чтобы все окружающие люди, родные, друзья, коллеги, ученики были здоровы и счастливы. Те же слова можно адресовать и самой Алле Дмитриевне, тем более что совсем недавно она отметила юбилейный день рождения.
Ольга Залыгалова
– В поселке Бытошь Дядьковского района, центре партизанского движения во время Великой Отечественной войны, который славился производством хрусталя, я два года учила детей истории, – рассказывает Алла Дмитриевна, –мой любимый английский язык вела, только когда заменяла коллег. Происходило это не так и редко, потому что школа была очень большая – в одной параллели по 5 классов.
А потом в судьбу вмешался Его величество Случай.
Завуч Борисоглебской школы Г.А. Кузнецова встретилась на улице с мамой Аллы и поинтересовалась, не хочет ли ее дочь поработать в родной школе. Вернуться, не отработав положенные три года в Брянской области, оказалось непросто. Утомлять читателей всеми бюрократическими перипетиями, пожалуй, не стоит, скажем только, что 40 лет назад её перевод в Борисоглеб произошел с участием Министерства образования.
– Так я оказалась коллегой почти всех своих учителей, – замечает Алла Дмитриевна. – Галина Борисовна Егорова, Галина Афанасьевна Кузнецова, Любовь Арсеньевна Горячева, Валентина Павловна Туланова, Валентина Михайловна Попкова, Нина Алексеевна Фадеева, Александра Николаевна Шевырина, Нина Борисовна Зайцева, Анна Филипповна Масленникова и другие – всем им я очень благодарна за поддержку и помощь.
Как и её коллеги по школе №2 Алла Дмитриевна преподает английский язык не только по общеобразовательной, но и углублённой программе изучения. За долгое время работы А.Д. Перовской в школе, в учебном процессе, как и во всей стране, многое изменилось. Когда она начинала работать, традиционный экзамен по иностранному языку был обязательным для всех выпускников школ. В наши дни формат экзамена изменился, и пока еще ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Затем итоговая аттестация по иностранному языку будет обязательной для всех. Требования к выпускникам сегодня очень высокие, а сами экзаменационные испытания проходят в два этапа: устно и письменно.
– Ребята показывают знания по разным видам речевой деятельности: аудированию, устной речи, чтению, письму (пишут личное письмо и эссе), демонстрируют владение лексикой и грамматикой – отмечает Алла Дмитриевна. – На письменную часть отводится 3 часа, на устную – 15 минут. Соответственно, современный уровень знаний английского у молодежи гораздо выше, чем у их родителей. Для изучения иностранного языка существует много возможностей: выпускаются все более совершенные учебники, издается методическая литература, есть разнообразные ресурсы в Интернете.
И учителя регулярно повышают уровень своих знаний. Обучение проходит очень интенсивно, буквально с 8 утра до 8 вечера, причем все это время они не слышат русского языка: вся работа, в том числе методическая, групповая, происходит исключительно на английском.
Новые знания сразу становятся достоянием всех «англичан» Борисоглебской школы №2, потому что идет постоянное их взаимодействие в рамках методического объединения. Обмен опытом, новинки и педагогические находки, обсуждение проблем и способов их решения – вот далеко не полный перечень вопросов, что там обсуждаются.
– Мне бы хотелось подчеркнуть, что мы всегда делимся друг с другом тем, что интересно или трудно, – говорит Е.В. Вологдина, коллега и руководитель школьного методического объединения учителей английского языка. – Алла Дмитриевна никогда не экономит на учебной литературе, старается приобрести всякие новинки и познакомить нас с ними. Она вообще очень умный начитанный человек с тонким, точным и тактичным чувством юмора. Кроме уроков, есть еще внеурочная деятельность. Мы разработали курс «Лингвистенок», в его рамках занимаемся дополнительно, готовим с ребятами доклады на школьные и районные научно-практические конференции, участвуем в олимпиадах, международном конкурсе «Английский бульдог». Её ученики не раз становились их победителями.
Как призналась А.Д. Перовская, самая любимая часть в преподавании иностранного языка – грамматика. Постигать её непросто, но разнообразные схемы помогают ученикам. И тогда лондонский вариант английского языка, который наши дети изучают в школе, дается им значительно легче.
– Главное для учителя – понимать учеников, – считает моя собеседница. – Нужно знать и учитывать их индивидуальные особенности, разумно сочетать доброту и требовательность. А самое приятное – видеть результат своей работы. И это не только высокие баллы на экзаменах, которые конечно тоже важны, но и понимающие глаза ребят на обычных уроках.
– Она хорошо объясняет – рассказывает ученица Аллы Дмитриевны, – поддерживает нас, направляет в проектную деятельность, помогает в подготовке докладов и выступлений. Мне английский язык очень нравится, я им с удовольствием занимаюсь и вне уроков.
– Очень опытный, ответственный и увлеченный своей работой педагог, – так характеризует А.Д. Перовскую директор школы Н.А. Зимина. – У нее прекрасная методическая и теоретическая подготовка, а ученики успешно проходят итоговую аттестацию. И еще один важный факт: такой экзамен в районе начали сдавать ученики нашей школы и успешно сдают его ежегодно. Немалая заслуга в этом и Аллы Дмитриевны. Не раз она была отмечена Почетными грамотами, Благодарственными письмами, имеет звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Её выпускники учатся на факультетах иностранных языков, преподают английский язык в других учебных заведениях, некоторые с ней в одной школе. 23 года отдано работе заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
И еще несколько штрихов к нашему сегодняшнему портрету. Для меня стало открытием, что родилась А.Д. Перовская в деревне Согило Ростовского района, там жила до 10 лет и начальную школу закончила в селе Ивакино. Связь с этими местами сохранилась, хотя давно продан деревенский дом. Но есть могилы бабушки и прадеда на сельском кладбище и регулярные встречи с друзьями детства.
Наша героиня очень любит читать произведения о Великой Отечественной войне и о сельской жизни времен её детства и юности. В таких книгах, по её мнению, можно найти ответы на многие жизненные вопросы. Времени на чтение остается немного – внимание требуется пожилой маме, вместе с которой живет заботливая дочь. В ее биографии есть и такой факт, как экстренная эвакуация из своего дома во время сильнейшего паводка 2012 года. Тогда, быстро собрав вещи, они покидали дом на улице Профессиональной.
Среди увлечений Аллы Дмитриевны – цветы, которых множество дома, и возле него, и в школьном классе. Настоящее удовольствие ей доставляет общение с друзьями, близкими, а в особенности – с тремя маленькими внучатыми племянниками.
И как подчеркнула наша героиня в завершении беседы, главное её желание – чтобы все окружающие люди, родные, друзья, коллеги, ученики были здоровы и счастливы. Те же слова можно адресовать и самой Алле Дмитриевне, тем более что совсем недавно она отметила юбилейный день рождения.
Ольга Залыгалова