Уговорить рассказать о себе нашу сегодняшнюю героиню удалось не сразу: у нее очень мало свободного времени. Светлана Валерьевна Шахова – учитель географии и биологии Березниковской школы, также она ведёт уроки географии и в Борисоглебской школе №1. Именно там мы с ней и встретились в последний учебный день третьей четверти.
– Ничуть не жалею о том, что выбрала эту профессию, – делится Светлана Валерьевна, – а ведь собиралась пойти в сельское хозяйство и будучи школьницей даже сдавала пробный экзамен в сельхозакадемию. Но биология и география были моими любимыми предметами – во многом благодаря учителям – Лидии Ефимовне Горшковой и Нине Антоновне Кошкиной. Она-то и убедила меня поступать на естественно-географический факультет в педагогический.
– Ничуть не жалею о том, что выбрала эту профессию, – делится Светлана Валерьевна, – а ведь собиралась пойти в сельское хозяйство и будучи школьницей даже сдавала пробный экзамен в сельхозакадемию. Но биология и география были моими любимыми предметами – во многом благодаря учителям – Лидии Ефимовне Горшковой и Нине Антоновне Кошкиной. Она-то и убедила меня поступать на естественно-географический факультет в педагогический.
О тех специальностях, которые она сейчас преподает в школе, Светлана знала не понаслышке: охотно трудилась на школьном огороде, огромные тыквы и замечательные цветы с которого участвовали в выставках, что устраивались в красном уголке крахмального завода. А еще моя собеседница очень хорошо училась, побеждала в районных предметных олимпиадах, не раз представляла наш район в области.
– Когда я была студенткой, преподаватели много внимания уделяли практическим занятиям, – вспоминает С.В. Шахова, – так с Верой Васильевной Гороховой в рамках курса ботаники мы обошли, наверное, все крупные болота Ярославской области. Такое «живое» изучение природы интересно, увлекательно и очень хорошо откладывается в памяти. Впоследствии этот опыт мне очень пригодился в работе.
Учить детей Светлана Валерьевна стала в Березниковской школе. Когда она пришла туда, ребят было много, в каждом классе по 15-16 человек (сейчас – двое-трое), да и соседние школы действовали – в Зачатье, Щурове, Ляхове. Работавшие там педагоги – Н.И. Овчинникова, Г.А Сорокина, березниковские учителя, в числе которых Н.А. Зимина, Т.Г. Соловьева – во всем помогали молодому специалисту.
– У нас существовало кустовое методическое объединение: мы и опытом обменивались, и даже свои олимпиады проводили, – рассказывает моя собеседница. – А как нас принимала Анна Константиновна Верещагина! Мы с ребятами совершали поход, она и разместила нас, и такую экскурсию по Кондакову провела, что многие помнят ее до сих пор. Очень жаль, что школу эту закрыли.
Сейчас Светлана Валерьевна – учитель высшей категории. Как говорят коллеги, это опытный, знающий свой предмет педагог, очень ответственно относится к любому делу, которое ей поручено. Доклады, на различные краеведческие конференции, подготовленные ее учениками, всегда вызывают интерес и занимают призовые места.
О походах, турслетах, об изучении родного края Светлана Валерьевна говорит с таким увлечением, что становится понятно, как ей это близко. Вместе со своими учениками она исходила все окрестности. Обязательные учебные экскурсии по Березникам – тоже часть постижения географии и биологии.
В одном из походов изучали речку Вздериножку, выявляли родники, измеряли глубину, температуру воды, интересовались и рельефом местности, и даже луговыми цветами. Ходили в Рыжково-Березники, туда, где была мельница. Активно участвовали в походах по обнаружению оборонительных сооружений.
Зато как приятно видеть результаты: например, к краеведческой игре в прошлом году заняли березниковские школьники заняли первое место; а несколько лет назад благодаря их участию в одном из экологических проектов в школе появилось новое оснащение – «кабинет биологии» с электронным микроскопом, наглядными пособиями, картами, раздаточными материалами.
Знакомство с малой родиной, как и занятия с ребятами на школьном огороде, – это внеурочная деятельность, а главная работа Светланы Валерьевны – дать знания по географии и биологии. Это такие предметы, где очень важную роль играют причинно-следственные связи. И умение научить детей не только усваивать теоретический материал, но и применять эти знания на практике – задача учителя.
– Стараюсь строить уроки так, чтобы ребятам было интересно, – делится моя собеседница. – В помощь им используем атласы, контурные карты, рабочие тетради. Но дети наши привыкли к тестам, поэтому некоторые из них испытывают трудности, когда приходится рассказывать о климате, полезных ископаемых, материках и народах.
Пока длилась наша беседа, в 8-й кабинет Борисоглебской школы №1 не раз заходили ее ученики, учителя: кого-то интересовали оценки за самую долгую четверть, кто-то пытался «сдать» долги, а коллеги интересовались графиком занятий с «двоечниками» в каникулы. На мой вопрос о ближайших планах Светлана Валерьевна устало улыбнулась:
– Сегодня допоздна буду выставлять четвертные отметки, на следующей неделе – подтягивать отстающих, в планах и методическая работа. Двое моих учеников-девятиклассников из Березниковской школы захотели сдавать итоговый экзамен по географии, нужно готовиться вместе с ними. Побольше времени уделю семье: мужу, сыну, дочери. Да еще и хозяйство, как же без него в деревне (под словом «хозяйство» подразумевались козы и куры – О.З.).
В теплое время года немало времени отнимает еще и огород, где помимо традиционных овощей с успехом выращиваются пряные травы, а глаз радуют цветники с гортензией, розами, разнообразными однолетниками.
– Я не жалею, что 24 года я проработала в сельской школе, что живу в деревне, – еще раз повторила С.В. Шахова. – Считаю, что в своей жизни я сделала правильный выбор.
Ольга Залыгалова
– Когда я была студенткой, преподаватели много внимания уделяли практическим занятиям, – вспоминает С.В. Шахова, – так с Верой Васильевной Гороховой в рамках курса ботаники мы обошли, наверное, все крупные болота Ярославской области. Такое «живое» изучение природы интересно, увлекательно и очень хорошо откладывается в памяти. Впоследствии этот опыт мне очень пригодился в работе.
Учить детей Светлана Валерьевна стала в Березниковской школе. Когда она пришла туда, ребят было много, в каждом классе по 15-16 человек (сейчас – двое-трое), да и соседние школы действовали – в Зачатье, Щурове, Ляхове. Работавшие там педагоги – Н.И. Овчинникова, Г.А Сорокина, березниковские учителя, в числе которых Н.А. Зимина, Т.Г. Соловьева – во всем помогали молодому специалисту.
– У нас существовало кустовое методическое объединение: мы и опытом обменивались, и даже свои олимпиады проводили, – рассказывает моя собеседница. – А как нас принимала Анна Константиновна Верещагина! Мы с ребятами совершали поход, она и разместила нас, и такую экскурсию по Кондакову провела, что многие помнят ее до сих пор. Очень жаль, что школу эту закрыли.
Сейчас Светлана Валерьевна – учитель высшей категории. Как говорят коллеги, это опытный, знающий свой предмет педагог, очень ответственно относится к любому делу, которое ей поручено. Доклады, на различные краеведческие конференции, подготовленные ее учениками, всегда вызывают интерес и занимают призовые места.
О походах, турслетах, об изучении родного края Светлана Валерьевна говорит с таким увлечением, что становится понятно, как ей это близко. Вместе со своими учениками она исходила все окрестности. Обязательные учебные экскурсии по Березникам – тоже часть постижения географии и биологии.
В одном из походов изучали речку Вздериножку, выявляли родники, измеряли глубину, температуру воды, интересовались и рельефом местности, и даже луговыми цветами. Ходили в Рыжково-Березники, туда, где была мельница. Активно участвовали в походах по обнаружению оборонительных сооружений.
Зато как приятно видеть результаты: например, к краеведческой игре в прошлом году заняли березниковские школьники заняли первое место; а несколько лет назад благодаря их участию в одном из экологических проектов в школе появилось новое оснащение – «кабинет биологии» с электронным микроскопом, наглядными пособиями, картами, раздаточными материалами.
Знакомство с малой родиной, как и занятия с ребятами на школьном огороде, – это внеурочная деятельность, а главная работа Светланы Валерьевны – дать знания по географии и биологии. Это такие предметы, где очень важную роль играют причинно-следственные связи. И умение научить детей не только усваивать теоретический материал, но и применять эти знания на практике – задача учителя.
– Стараюсь строить уроки так, чтобы ребятам было интересно, – делится моя собеседница. – В помощь им используем атласы, контурные карты, рабочие тетради. Но дети наши привыкли к тестам, поэтому некоторые из них испытывают трудности, когда приходится рассказывать о климате, полезных ископаемых, материках и народах.
Пока длилась наша беседа, в 8-й кабинет Борисоглебской школы №1 не раз заходили ее ученики, учителя: кого-то интересовали оценки за самую долгую четверть, кто-то пытался «сдать» долги, а коллеги интересовались графиком занятий с «двоечниками» в каникулы. На мой вопрос о ближайших планах Светлана Валерьевна устало улыбнулась:
– Сегодня допоздна буду выставлять четвертные отметки, на следующей неделе – подтягивать отстающих, в планах и методическая работа. Двое моих учеников-девятиклассников из Березниковской школы захотели сдавать итоговый экзамен по географии, нужно готовиться вместе с ними. Побольше времени уделю семье: мужу, сыну, дочери. Да еще и хозяйство, как же без него в деревне (под словом «хозяйство» подразумевались козы и куры – О.З.).
В теплое время года немало времени отнимает еще и огород, где помимо традиционных овощей с успехом выращиваются пряные травы, а глаз радуют цветники с гортензией, розами, разнообразными однолетниками.
– Я не жалею, что 24 года я проработала в сельской школе, что живу в деревне, – еще раз повторила С.В. Шахова. – Считаю, что в своей жизни я сделала правильный выбор.
Ольга Залыгалова