20230814 1Мне посчастливилось родиться в семье учителей. На мой взгляд, учительские династии особенные и отличаются от всех других трудовых династий. Учительство – это постоянное и неутомимое творчество, душевная щедрость и любовь к детям, безграничная преданность своему делу. Передо мной никогда не стоял выбор: кем стать и какую профессию выбрать? Конечно, только учитель! За все время, что работала в школе, ни разу не пожалела о сделанном выборе. Всякое бывает: усталость, неудовлетворенность сложившейся ситуацией, которая приводит к размышлениям: а все ли я так сделала, как нужно? Но ведь бывает, и что домой летишь на крыльях, если чувствуешь, что урок прошёл отлично и дети тебя понимают и любят.
В учительских династиях любое семейное мероприятие превращается в педсовет: все разговоры о школе и учениках, профессия становится жизнью нескольких поколений семьи. Основателем нашей династии стала моя прабабушка, Антонина Ивановна Сверчкова (в замужестве Бредерман). Она начала работать уже в 16 лет. Первым местом её работы стала церковно-приходская школе в с. Благовещенье Гаврилов-Ямского района Ярославской области, где Антонина Ивановна учила ребят начальной школы. С 1920 года прабабушка была назначена заведующей и учителем начальной школы с. Благовещенье. После 1936 года, когда церковь в селе взорвали, школу переименовали в начальную Холмскую школу Гаврилов Ямского района. Проработала она там до 1963 года, в возрасте 60 лет ушла на пенсию. По рассказам бабушки, прабабушка была очень строгой и немногословной. Даже когда бабушка уже сама стала учителем, больше всех из инспекторов боялась прихода на урок своей собственной мамы. Антонина Ивановна всегда была выдержана и требовательна, ее ученики все до одного имели настолько схожий подчерк, что казалось - тексты написаны рукой одного человека. В семье в шутку ее называли «жандарм в юбке». Она всегда была подтянута и аккуратна, это видно даже на старых семейных фотографиях. Именно такой образ настоящей учительницы у меня сложился с детства при рассматривании семейного альбома.
С детства меня завораживали истории о школе и ребятах, рассказанные мамой и бабушкой. Сколько курьезных случаев происходит в школе - и грустных, и забавных! Иногда, кажется, что многое из рассказанного не может случиться в настоящей жизни! Моя бабушка, Орлова Римма Валентиновна, тоже была учителем начальных классов, в школе проработала 46 лет. Дети любили и уважали свою первую учительницу и старались походить на нее: мне кажется, ее было невозможно не любить. Мне неоднократно приходилось слышать отзывы о ней от ее уже взрослых учеников, они вспоминали ее с особой теплотой и трепетом. Я всегда вспоминаю ее рассказы о школе. Раньше, как рассказывала бабушка, когда не было шариковых ручек, были чернильницы-непроливайки и ребята по очереди, будучи дежурными, должны были разносить их по партам на специальном подносе, раздавать каждому. Поднос с чернильницами стоял у доски, которую можно было переворачивать. И один из дежурных мальчишек однажды случайно, по неосторожности, качнул доску и поднос вместе с чернильницами опрокинулся, чернила разлились, и он, вытирая испачканными руками лицо, стал похож на настоящего негра, только белки глаз белые, а сам лилово-черный. Хохот стоит на весь класс, и бабушка тоже не смогла сдержать смеха. Долго потом помогала ему отмывать и руки, и лицо. Моя мама, Харитонова Нина Викторовна, которая тоже в свою очередь училась у своей мамы, в это время была свидетелем этой курьезной ситуации, и всегда вспоминает ее со смехом. Мама отдала школе 40 лет своей жизни. Я тоже ученица своей мамы, и теперь понимаю: моя профессия была предопределена задолго до рождения.
Учитель – это больше, чем просто работа, это смысл жизни. Это ли не счастье?
Киселёва Инга Валентиновна, заместитель директора, учитель географии и биологии МОУ Борисоглебской СОШ №1
Поделиться в соцсетях: