20203031Отчет за 2020 год
 
I. Участие во Всероссийских мероприятиях
Осуществлена работа по проведению муниципального тура Всероссийского конкурса сочинений.
7 участников (Сентябрь 2020 г.).
Организовано участие школьников и педагогов во Всероссийском Пушкинском диктанте в рамках деятельности АССУЛ в июне 2020 г.. В нем приняли участие ученики школ: Ивановской (1 школьник), Высоковской (4 школьника, 1 педагог), Борисоглебской школы №2 (15 школьников, 3 педагога), Вощажниковской (20 школьников).
Всего – 44 участника.
В Далевском диктанте (АССУЛ) приняли участие 15 школьников, обучающихся в 3, 4, 5 классах Высоковской школы. (Ноябрь 2020)
Следует особо отметить участие борисоглебцев в инициации, организации и проведении Всероссийской конференции «Поиск смысла жизни: к 100-летию памяти писателя Ф.А.Абрамова», осуществленной Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (Председатель -_Дудова Л.В., руководитель регионального отделения – Соловьева М.А.), ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования» (ректор – Золотарева А.В., зав. каф. гуманитарных дисциплин – Томчук С.А.), МУ ДПО «Центр сопровождения участников образовательного процесса» п. Борисоглебский (директор – Клюкина Е.Ю., руков. местного отд. - Щукина С.Ф.) при поддержке Союза писателей России, Борисоглебского отделения общественного международного Фонда славянской письменности и культуры им. св. Кирилла и Мефодия (руков. - Мартышин В.С.), Борисо-Глебского мужского монастыря (игумен Иоанн (Титов). (02 ноября 2020 г.) 
 
II. Мероприятия, инициированные Борисоглебским отделением АССУЛ, в связи с празднованием памяти писателя Федора Александровича Абрамова
Проявлена инициатива по проведению районных, областных и Всероссийских образовательных мероприятий в 2020 уч. гг., посвященных изучению школьниками творческого наследия писателя Ф.А. Абрамова - «Четвертые Абрамовские дни на Борисоглебской земле», включающая
1. разработку Положения и проведении Всероссийской акции «Читаем Абрамова вместе» (участники - более 1000 школьников РФ),
2. --
3. разработку и осуществление районных и школьных мероприятий - образовательных событий, посвященных памяти Ф.А.Абрамова,
4. подготовку материалов участников конференции в сборник тезисов Всероссийской конференции «Поиск смысла жизни: к 100-летию памяти писателя Ф.А.Абрамова» - 2 статьи (электронный вариант будет выставлен на сайт ИРО и на федеральный сайт «Учитель-словесник»,
5. подготовку 10 статей педагогов Борисоглебского района к публикациям в межрегиональном сборнике докладов и практико ориентированных материалов «Из опыта изучения творческого наследия писателя Ф.А.Абрамова в образовательных учреждениях».
В школах Борисоглебского района подготовлены и проведены мероприятия, посвященные 100-летию памяти Ф.А.Абрамова, в том числе - литературные вечера, экскурсии:
1. В Краснооктябрьской школе состоялся школьный вечер с участием всего коллектива педагогов школы: учеников 4 – 10 классов, администрации школы, учителей, родителей, гостей. Организаторы – Масленникова Н.Л., Махова С.Н. Февраль 2020 г. 50 участников.
2. В Борисоглебской школе № 2 состоялись литературные вечера для учеников начальной и средней школы. Организаторы – учителя Шибанова Е.В., Никонова М.В.. Февраль 2020. 70 участников. Сделаны видеозаписи рассказов Ф.А.Абрамова, которые ученики по своему выбору выучили и читают наизусть. (Организатор – Шибанова Е.В.)
3. Состоялся литературный праздник памяти Ф.А.Абрамова для детей дошкольной группы Борисоглебской школы №2 и их родителей. Организатор – Палачева И.В. Февраль 2020. 50 участников.
4. Подготовлен, но по причинам карантина не проведен районный литературный вечер с участием школьников Борисоглебского района, посвященный памяти Ф.А. Абрамова на базе Борисоглебской школы № 2. Организаторы – Шибанова Е.В., Щукина С.Ф.. Подготовлено к выступлению 20 участников.
5. Подготовлены, но по причине карантина не осуществлены выступления школьников Краснооктябрьской, Ивановской, Высоковской школ и Борисоглебской школы № 2 на районной конференция «Сохранение добрых традиций земли Борисоглебской», посвященные жизни и творчеству писателя Ф.А.Абрамова на Борисоглебской земле.
6. В течение нескольких месяцев (ноябрь 2019 г.– февраль 2020 г.) еженедельно в Краснооктябрьской школе проходили обучающие семинары по текстам записных книжек Ф.А.Абрамова Борисоглебского периода для старшеклассников и педагогов, а также было организовано 5 выездных экскурсий по деревням и селам Борисоглебского района с целью углубленного изучения текстов произведений Ф.А.Абрамова и знакомства со страницами его биографии. Педагогами Краснооктябрьской школы совместно с методистом ЦСУОП разработан литературно-краеведческий проект «Абрамовские места на Борисоглебской земле» на 2020 – 2021 г..
7. Инициирована работа педагогов района со школьниками по написанию сочинения-размышления на тему: «Какую память я хотел бы оставить о себе? (По рассказу Ф.А. Абрамова «Ради памяти о себе»)». Предложено использовать архивные данные о писателе Борисоглебского периода творчества, которые были предоставлены в школы. Откликнулись ученики школ: Высоковской (9 чел.), Яковцевской (2 чел.), Юркинской (1 чел.), Березниковской (2 чел.), Борисоглебской школы № 2 (10 чел.), Ивановской (20 чел.), Краснооктябрьской (15 чел.). Проиллюстрировали это и другие произведения писателя ученики школ Краснооктябрьской (9 чел.) и Вощажниковской (14 чел). Все работы: 61 сочинение и 23 рисунка от Борисоглебского района были выставлены на Всероссийский сайт АССУЛ – Всероссийскую акцию «Читаем Абрамова вместе», инициированную МУ ДПО «ЦСУОП».
8. В школах района проведен Абрамовский диктант, (вариативная часть - диктант с творческим заданием) по текстам Ф.А. Абрамова. Составитель текстов – Бондарь С.В. (учитель Вощажниковк4ой школы). Творческие задания – составитель Щукина С.Ф. Участники - ученики 4 школ — (Вощажниковкой школы – 90 участников, Высоковской школы – 10 участников и Борисоглебской школы № 2 – 120 участников) - всего Абрамовский диктант написали 220 учеников. Из них оценку «отлично» за грамотность работ получили 32 ученика.
9. Ученики Ивановской школы в рамках Абрамовских дней подготовили спектакль памяти писателя. Кроме того, школьники выезжали с докладами и передвижной выставкой из фондов школьного музея в школы Борисоглебского района. Приблизительное число участников, представляющих спектакль и экскурсии — 30 учеников под руководством 5 педагогов.
10. Борисоглебская школа №1: представлен от школы 1 конспект - разработка урока по творчеству писателей русской деревни. Выпустили стенную газету. (2 ученика).
11. Сад «Звездочка» представил подборку конспектов занятий с дошкольниками по произведениям Ф.А.Абрамова воспитателя Е.Н.Огурцовой и видеоролик с представлением опыта педагогов сада по работе с текстами Абрамова и иллюстрированием текстов.
12. Детские сады «Теремок», «Колосок», «Звездочка», «Светлячок», дошкольная группа при школе №2 провели занятия и детские праздники по произведениям Ф.А.Абрамова.
13. Педагоги сада «Светлячок» в средствах массовой информации выложили ролик с чтением наизусть текстов произведений Ф.А.Абрамова педагогами. Осуществили авторский проект: создали эксклюзивную «книгу-самоделку» произведений Ф.А.Абрамова с иллюстрациями, созданными воспитанниками и их родителями, вовлекли в данную работу всех воспитателей и большинство семей воспитанников сада. (30 семей воспитанников).
14. Осуществлена организация и проведение Фестиваля творческих работ школьников памяти писателя Ф.А. Абрамова МУ ДПО «ЦСУОП» совместно с ЦДТ пос. Борисоглебский.
15. Организован и осуществлен выезд и выступления семи педагогов школ Борисоглебского района и методиста МУ ДПО «ЦСУОП» в Архангельскую область (Архангельск - Карпогоры – Веркола). На Всероссийской конференции в с.Карпогоры Архангельской обл. педагогами Борисоглебских школ представлены 2 доклада на пленарном заседании, еще 6 выступлений в работе секций.
16. Подготовлены к публикации в межрегиональном сборнике докладов и практико ориентированных материалов, из них - 10 статей 11 педагогов Борисоглебского района:
- Щукина Светлана Ференцевна, методист: «“Как-то устроится русская земля?” Архив Ф.А. Абрамова “Опальнево” (1967 – 1981 гг.)».
- Кочнева Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы Вощажниковской школы: «Обучение поиску проблемы, составлению комментария и определению авторской позиции в тексте… 10 кл. С использованием текстов произведений Ф.А.Абрамова».
- Махова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Краснооктябрьской школы: «Организация коллективной проектной деятельности на тему: «Создание литературной карты “Абрамовские места на Борисоглебской земле”».
- Коткова Ирина Владимировна, учитель начальных классов Красснооктябрьской школы: «Организация исследовательской работы с обучающимися Краснооктябрьской школы «Места пребывания Ф. А. Абрамова на Борисоглебской земле».
- Бондарь Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы Вощажниковской школы: «Использование текстов Ф.А.Абрамова на уроках русского языка».
- Огурцова Елена Николаевна, воспитатель сада «Звездочка»: «Осмысление рассказов Ф.А.Абрамова «Как Нина вылечила сына от жестокости», «Июньский полдень» «Началось лето». Конспекты 3-х занятий».
- Шибанова Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы Борисоглебской школы № 2: «Работа над проектом «Мой прадедушка Чалов Михаил Федорович – герой рассказа Ф.А. Абрамова “Ради памяти о себе”».
- Найденышева Наталья Валентиновна, старший воспитатель сада «Светлячок»: «Дошкольники «В гостях у писателя Федора Абрамова» (Из опыта создания единой рукописной книги детского сада «Светлячок»)».
- Иванова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, Бухалова Елена Владимировна, учитель начальной школы Высоковской ООШ: «“Запах родины... Благоуханье родного воздуха...”. Творческие работы учеников 5-9 классов, созданные по впечатлениям от текстов Ф.А.Абрамова».
Суворова Ольга Владимровна , учитель русского языка и литературы Ивановской на Лехте школы. «“Будить Человека в человеке”. Из опыта работы учителя литературы».
Кроме того:
17. В музее «Дом крестьянина Елкина» проведены 2 лекции с последующим просмотром и обсуждением фильма для жителей Борисоглебского поселка и группы экскурсантов г.Ростова, для школьников Кекинской гимназии в рамках открытия выставки – экспозиции, посвященной 100-летнему юбилею писателя Ф.А.Абрамова. Лектор – С.Ф.Щукина.
18. Разработано и проведено 3 авторских экскурсии (С.Ф.Щукиной) в деревню Опальнево, в которой с 1967 по 1981 год в весенне-летнее время жил и трудился в гостеприимной семье профессора И.В.Столяровой Ф.А.Абрамов. Экскурсии проведены: для сотрудников музея «Дом крестьянина Елкина», для группы гостей из Санкт-Петербурга (членов Географического общества) и для учащихся Борисоглебской школы № 1 летней лагерной смены.
19. Организована выставка в Центральной районной Борисоглебской библиотеке, посвященная 100-летию писателя Ф.А.Абрамова. (Организатор - С.Ф.Щукина).
20. По инициативе МУ ДПО ЦСУОП и педагогов района, общественности –
отделом Культуры администрации пос.Борисоглебский открыта мемориальная доска на здании Центральной районной библиотеки пос.Борисоглебский, посвященная факту пребывания Ф.А.Абрамова на Борисоглебской земле. Проведена экскурсия (С.Ф.Щукиной) по тематической выставке, посвященной 100-летию Ф.А.Абрамова и его творчеству на Борисоглебской, Ярославской земле, совместно подготовленной ЦСУОП и сотрудниками ЦР Борисоглебской библиотеки для воспитателей ДОУ, учителей школ, жителей поселка, читателей библиотеки.

III Мероприятия, инициированные Борисоглебским отделением АССУЛ, в связи с преподаванием предмета «Русский язык» 
1. Осуществлен анализ выпускных работ старшеклассников по итогам экзаменов 2018-2019 гг. по предмету «Русский язык» в 9 и 11 классах, на основании которого в мае 2020 г. директору МУ ДПО «ЦСУОП» пос. Борисоглебский представлена аналитическая справка, включающая рекомендации и план систематически организованной работы по устранению образовательных дефицитов. Проведена соответствующая консультативная работа с педагогами. В декабре 2020 г. проведен опрос всех педагогов Борисоглебского района по итогам устранения образовательных дефицитов, осуществленных за 2 полугодие 2020 г..
2. В 2020 г. при активном взаимодействии автора (автор – к.п.н. В.В.Семенцов – Санкт-Петербург) и педагогов Борисоглебского района издан академический словарь-справочник «ГЛАГОЛЪ» (Санкт-Петербург-Ярославль). С.Ф.Щукина –рецензент, помощник в подготовке словаря к изданию.

IV В сфере преемственности речевого и общекультурного развития «сад – школа». Курирование, методическое сопровождение работы двух региональных и межмуниципальной инновационных образовательных площадок гуманитарно-филологического направления
1. Осуществлено курирование, методическое сопровождение и координационное обеспечение работы инновационной межмуниципальной базовой площадки «Создание условий для развития смысловой стороны речи дошкольников и школьников с использованием корнесловно-смыслового подхода» (Руководитель - Е.Ю.Клюкина, директор МУ ДПО ЦСУОП, куратор – Щукина С.Ф. пос.Борисоглебский). В площадку входят 7 организаций: сады БМР «Колосок», «Звездочка», «Светлячок», дошкольные группы Ивановской школы, Борисоглебской школы №2, сад № 17 г.Ростова и учителя МОУ Вощажниковской СОШ. (Приказ МУ ДПО «ЦСУОП» пос.Борисоглебский от 20.02.2020 г. № 44а/01-03 «О присвоении статуса муниципальным инновационным площадкам».)
2. Осуществлено курирование, методическое сопровождение и координационное обеспечение работы инновационных межмуниципальных базовых площадок (сад «Теремок», сад «Звездочка») при кафедре дошкольного образования и воспитания ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». (Приказ ГАУ ДПО ЯО ИРО № 9 от 08 .11.2019 г. «Об утверждении базовых площадок ИРО». МБДОУ «Теремок» по теме: «Дошкольное образовательное учреждение - территория диалога. Обучение через дискуссию». Использование корнесловно-смыслового подхода в работе с дошкольниками»; МБДОУ «Звездочка» по теме: «Диалог в детском саду. Создание условий для реализации корнесловно-смыслового подхода в работе с дошкольниками»).
3. Подготовлена к публикации научная статья С.Ф.Щукиной в помощь учителям литературы, истории, ОПК, МХК. «Сущностное воспитание в слове» в электронном периодическом издании «Ресурсы, обзоры и новости образования: http://www.erono.ru/ Раздел «Инновации. Поиски и исследования». Июнь 2020 г.» и - подборка научно-методического содержания: 8 статей педагогов образовательных инновационных площадок по применению корнесловно-смыслового подхода (9 авторов) на тему: «Сущностное воспитание в слове». Материалы размещены на Портале системы образования Санкт-Петербурга: Информационно-методический центр «Ресурсы, обзоры и новости образования…» «РОНО» http://www.erono.ru/ Раздел «Инновации. Поиски и исследования». Июнь 2020 г.
4. К празднованию Дня Великой Победы, к 9 мая нами предложен к просмотру и выложен на главной странице АССУЛ видео спектакль, созданный нашими друзьями, коллегами «Поэтический взвод». Фильм подготовлен педагогическими и научными работниками Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации к 75-летию Великой Победы над фашистскими захватчиками:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=s5xg0tuo0Ek&feature=emb_logo
Мы рекомендовали фильм для просмотра в семьях учеников школ и воспитанников садов (подготовительных к школе групп) в образовательных учреждениях района, региона, страны. Фильм одобрен к просмотру Дудовой Людмилой Васильевной и получил отличные отзывы от зрителей, которые мы передали авторам.
Особая новость:
в 2020 году местное отделение АССУЛ пополнилось еще одним членом – в организацию вступила учитель МОУ Высоковской СОШ Иванова Ольга Викторовна.
Поздравляем! Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
 
Подготовила
Щукина Светлана Ференцевна,
методист, руководитель местного
Борисоглебского отделения ЯРО АССУЛ,
Ярославская область
 
 
Поделиться в соцсетях: